Административная практика

В момент возникновения ДТП, участники автоматически становятся сторонами в административном процессе. Но до приезда на место происшествия сотрудников ГИБДД и установления сторон документально, никто не является потерпевшим, виновным или свидетелем по делу. Этим занимаются уполномоченные сотрудники исходя из изучения обстоятельств.

В 3 из 4 случаев ДТП – административный процесс, а не уголовный. Поэтому регулируется порядок установления обстоятельств случившегося КоАП РФ. Он же регламентирует и нормы, нарушение которых влечет признание одного из участников виновным, а также порядок обжалования этого признания. Это указано в нормах главы 12 и 30 кодекса.

Если сторона не согласна с решением должностного лица (в нашем случае – сотрудника ГИБДД или ДПС), она может обжаловать его. Но право на это имеет именно потерпевший или виновный – после признания их таковыми. Дополнительно этим правом наделяется представители (в том числе адвокаты) обеих сторон – что указано в статье 25.1-25.5 кодекса об АП.

На практике даже на стадии разбирательств и фиксации обстоятельств есть подводные камни для стороны, обжалующей решение. А именно:

  1. Все данные должны заноситься в протокол. После его заполнения, при обжаловании будет рассмотрены те условия дела, что зафиксированы в нем;
  2. Виновный должен вчитываться в то, что подписывает. Известны случаи, когда ему может предоставляться документ с указанием ответственности и признанием его вины. После подписания такого, ему вменяется вина и обжаловать такое решение сложно даже в суде;
  3. Обе стороны имеют право на ознакомление с протоколом и составленными чертежами ДТП. Они должны пользоваться ими, чтобы при оспаривании не возникло неожиданных деталей;
  4. Участники могут самостоятельно контролировать и записывать детали ДТП, имеющие значение для дела;
  5. Ряд фактов определяются экспертизой (состояние автомобилей, причины неисправности, стоимость ремонта и т.д.) и должны быть задокументированы.

Показания свидетелей также приобщаются к протоколу. В реальности не все их ответы считаются существенными доказательствами. При опросе важно указать на:

  • Скорость машин;
  • Реальное место происшествия;
  • Факт резкого снижения скорости водителем перед ДТП;
  • Условия случившегося – погода, трафик на дороге и т.д.

Как оспорить решение ГИБДД?

Административная практика предполагает доказывание и вменение вины уполномоченными органами. И хоть закон утверждает принцип презумпции невиновности, на деле виновный оправдывает себя сам.

Стороны ДТП имеют право обжаловать постановление должностного лица 2 способами:

  1. Подача иска об оспаривании решения в районный суд – по месту происшествия;
  2. Жалоба вышестоящему должностному лицу (начальству или в сам орган).

Оспаривание принимается в течение 10 календарных дней с момента выдачи копии постановления на руки. Значит, подавать жалобу можно и в выходные, и в праздничные дни.

Просрочка срока на практике заканчивается закрытием дела, но в исключительном порядке должностное лицо или суд может продлить этот срок. Для этого нужны веские причины (стихийное бедствие, невозможность по состоянию здоровья и т.д.).

Принятие вашей жалобы или иска наделяет вас правом на требование повторной экспертизы или проведение независимой. На деле возможны оба варианта, но собственная проверка выгоднее, если цель – доказать невиновность или снизить уровень ответственности.

Правила составления жалобы (без юриста):

  1. Свободная форма, но все доводы и факты должны быть понятны и структурированы;
  2. Указывать только существенные обстоятельства (кто подает жалобу, о чем разногласие, доказательства).

Оспорить можно виновность и ответственность, но фактически сделать первое сложнее. В происшествии ДТП всегда есть сторона, ошибка которой повлекла столкновение автотранспорта. После определения сторон, доказать обоюдность вины проще, чем снять с себя ответственность полностью.

Оспаривание судебных решений

Даже принятие неблагоприятного для стороны решения в суде не означает наличие вины. Решение судебной инстанции может обжаловаться в вышестоящий суд, сообразно нормам статьи 30.1 КоАП.

Срок подачи жалобы – 10 дней. Отсчет начинается с момента получения на руки постановления или его копии стороной. При этом все материалы дела с установленными фактами и обстоятельствами дела передаются из нижестоящей инстанции в вышестоящую.

Подача иска в суд по данным делам не облагается госпошлиной. Но заявлять жалобу имеет смысл при наличии доказательств невиновности или достаточных для увеличения или уменьшения ответственности виновной стороны. Действия из личной уверенности, иск не принесет результата.

Обжалованию подлежат как виновность и ответственность, признанная должностным лицом (сотрудником ГИБДД) по делу, так и его неправомочные действия, ошибки.

Подобная жалоба может подаваться и в прокуратуру. Ее специфика предполагает слежение за соблюдением законности во всех сферах. А сам прокурор правомочен возбудить расследование и стать самостоятельной стороной в судебном разбирательстве.

Тонкости административной практики при ДТП

Хоть закон и предусматривает сроки, лучше подавать иски, заявления и жалобы при первой возможности. На практике это снижает риск волокиты и закрытия дела по истечениям срока давности.

То же с проведением административных процедур, экспертиз. Если срок подходит к концу, а возмещения убытков так и не было – потерпевшая сторона вправе владеть информацией по ходу дела. Она может обращаться в органы ГИБДД и истребовать последние данные по разбирательству – это предотвратит волокиту и не даст “спустить на тормоза” ваш случай.

Все участники ДТП должны ознакомиться с процессуальными документами – протоколом, схемами, показаниями свидетелей. Выявление ошибки в них – причина для пересмотра дела. Внимательно вчитываться во все акты – 50% успеха, ведь кто владеет данными, тот может правильно определить свою процессуальную позицию и возможности.

Для получения подробной консультации, предварительно запишитесь по телефону: 8 (4832) 37-09-98 или через форму обратный связи.

Контактная информация

Адрес: г. Брянск, ул. Ромашина, д. 32
(ост. Автовокзал, ТЦ Одиссей, 2й этаж)

Режим работы:
Пн, Вт, Ср, Чт, Пт : 1000 – 1900
Суббота: 1000 – 1700
Воскресенье - выходной

Запись по телефонам:
8 (4832) 37-09-78
+7 (910) 232-91-90

Эл.почта: elena@pilipenko32.ru